Наименование конкурса в рамках которого реализуется проект: Конкурс на грантовое финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований по научным и (или) научно-технических проектам на 2023-2025 годы.

Руководитель проекта: Кульгильдинова Тулебике Алимжановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Международных коммуникаций КазУМОиМЯ  им. Абылай хана.

Идентификаторы:

Исследовательская группа проекта

ФИО Должность по проекту Идентификаторы (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылки на соответствующие профили
 1 Сарсембаева Арайлы Алибековна Ведущий научный сотрудник ORCID 0000-0003-2239-8358 https://orcid.org/0000-0003-2239-8358
2 Сурова Дарья Сергеевна Старший  научный сотрудник ORCID 0000-0003-1847-8697, https://orcid.org/ 0000-0003-1847-8697
3 Калелова Индира Маулкановна Научный сотрудник ORCID 0000-0001-9631-2129, https://orcid.org/0000-0001-9631-2129
Молодые ученые (до 40 лет + обучающие (Студенты, магистранты))
ФИО Должность по проекту  Идентификаторы (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылки на соответствующие профили  Примечание (ППС, студент, магистрант, доктарант)
1 Какишева Лаззат Жазылбековна Младший  научный сотрудник Scopus Author ID: 57353119400, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57353119400
ORCID 0000-0002-5900-8125, https://orcid.org/0000-0002-5900-8125
ППС
2 Урюстюмова Айзат Младший  научный сотрудник

ORCID 0000-0002-7189-1053, https://orcid.org/0000-0002-7189-1053

ППС

 

Аннотация проекта

Неформальное образование сегодня рассматривается как один из механизмов, который стимулирует совершенствование компетенций на протяжении всей жизни, способствует подготовке кадров новой формации.

Неформальное образование может включать в себя программы формирования дополнительных компетенций, семинары, форумы, инициативы в области личностного развития. Такое образование позволяет конструировать собственные траектории освоения знаниями и умениями, развития личностных качеств через коммуницирование, обучение, познание самого себя.

Образовательная среда, основанная на процессно-ориентированных подходах, будет способствовать личностной самоидентификации обучающихся, формировать специалистов и профессионалов, которые смогут дать толчок инновационному развитию Казахстана. 

Значительный научный потенциал проекта заключается в том, что неформальное образование рассматривается как триада, или триединство таких составляющих, как «студент – университет – внешняя среда». Такой подход дает возможность полно и детально подойти к процессу моделирования соответствующей образовательной среды. Реализация неформального образования даст студенту академическую свободу, заключающуюся в возможности выбора места обучения определенным компетенциям (это могут быть и разные университета, и предприятия, и другие организации, оказывающие образовательные услуги), возможность построения собственной образовательной траектории на основе критического осмысления образовательного контента, а также эмоционально-психологический комфорт процесса обучения.

В модели неформального образования «университет» становится активным участником образовательного сообщества через развитие онлайн образования, создание продвинутых курсов. Система перезачета внутренних курсов и  курсов внешних образовательных организаций создает имидж открытого к инновациям университета, ориентированного на удовлетворение личностных запросов.

Реализация проекта даст новый импульс для развития партнерских отношений, выстраивания гибких форм сотрудничества с целью обновления экономики и промышленности Казахстана. Предприятия Казахстана будут иметь высокопрофессиональных специалистов, которые еще и являются разносторонними личностями, а организации, предлагающие различные курсы, семинары, тренинги, получают возможность расширить свою аудиторию, поделиться с большим количеством людей своими идеями.

Цель проекта:

Разработка и внедрение адаптивной модели неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда» для создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей самообразование и самоидентификацию обучающихся, и формирующей навыки самоорганизации образовательной деятельности.

Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:

Год Полученные результаты по исследованиям
Публикаций (со ссылками на них) и патентов; информация для потенциальных пользователей.
2023 год
  • 2 статьи и (или) обзора в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО (по направлениям «Педагогические науки», «Филологические науки») – в публикации будет представлено теоретическое обоснование концепции неформального образования, ее научно-теоретические подходы и принципы.
  • Дорожная карта по внедрению неформального образования в ВКТУ им.Д.Серикбаева.
2024 год
  • 2 статьи и (или) обзора в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО (по направлениям «Педагогические науки», «Филологические науки») – в статьях будут представлены результаты исследовательского этапа исследования: механизмы создания модели неформального образования и формирования образовательной среды, поддерживающей это образование;  
  • монография с научно-теоретическим описанием  модели неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда»;
  • учебное пособие по научно-методологическим и практическим основам организации неформального образования в вузе;
  • Соглашения о сотрудничестве с университетами Казахстана и зарубежных стран и структурами, предлагающими разное содержание и форматы обучения;
  • онлайн курс в формате дополнительного образования
2025 год
  • модель неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда» для создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей самообразование и самоидентификацию обучающихся, и формирующей навыки самоорганизации образовательной деятельности;
  • 2 (две) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти) (например, таких, как Journal of Language, Identity & Education, ISSN: 1532-7701 Impact Factor: 1.273 Ranking: 110/184 (Linguistics) and 205/243 (Education & Educational Research), CiteScore: 1.19 87% 127/1032 Linguistics and Language (Scopus) https://www.scopus.com/sourceid/12100155706) – в публикациях будут представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению  модели неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда»;
  • монография научно-методологическим основам и практическим аспектам неформального образования;
  • обзорный онлайн справочник неформального образования для обучающихся вузов Казахстана (в виде мобильного приложения);
  • семинар/онлайн мастер класс республиканского уровня на тему проекта

Инфографика