«Мы движемся к постиндустриальному миру, в котором правит триада
«образование - наука - инновации»

Н.Назарбаев

В своем послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев говорил о необходимости внедрения «инновационных методов, решений и инструментов  в отечественную систему образования». Наш университет стоит на передовых позициях отечественного образования и в своей деятельности  руководствуется приоритетами общегосударственной политики.  Одной из задач ВКГТУ является воспитание специалистов, которые «должны стать двигателями нового курса», людьми, способными вывести экономику Казахстана на новый этап развития.

Видный экономист двадцатого века английский ученый  Дж. Шэкл говорил, о том, что настоящий экономист должен быть «математиком, философом, психологом, антропологом, историком, географом, специалистом в области политики, мастером литературного стиля, и притом еще человеком, знающим реальную жизнь, имеющим практический опыт в сфере бизнеса и финансов; он должен разбираться в проблемах государственного управления и хорошо знать 4-ре или 5-ть языков». Именно с таким человеком нам, студентам 3 курса факультета экономики посчастливилось встретиться на лекциях в сентябре этого года. Это профессор Новосибирского Государственного Университета, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,  Лычагин Михаил Васильевич. Он поистине очень талантливый, незаурядный человек. С первого же урока он расположил нас к себе, написав в конце занятия за пару минут стихотворение. Михаил Васильевич - полиглот. Он свободно владеет английским, французским, испанским, немецким, различными славянскими языками. Курс  «Финансовая экономика» был разработан на экономическом факультете Новосибирского государственного университета М.В.Лычагиным, - потребовал от нас не только пользоваться уже  приобретенными умениями и навыками, но и изобретать самим, творить и логически мыслить, обрабатывать огромный объем информации, извлекая все самое необходимое. М.В.  познакомил нас с публикациями зарубежных авторов, состоящих в Американской экономической ассоциации (АЕА), членом которой он является тоже. Студенты третьего курса и  магистранты факультета «Экономика и менеджмент» могли прочесть новейшие статьи по любой из тем с официального сайта АЕА на английском языке.

Дисциплина «Финансовая экономика» сможет опираться на результаты и методы, полученные в других дисциплинах — как объединяемых финансовой экономикой, так и соприкасающихся с ней. К числу последних можно отнести дисциплины, входящие в деление C: «Математические и количественные методы».

Например, такими смежными дисциплинами будут, на наш взгляд, «Финансовая математика» (детерминированная и стохастическая), «Финансовая эконометрия», «Финансовая информатика».

Очевидны взаимосвязи с такими дисциплинами, как экономическая теория, экономическая история (история финансовых инноваций) и др.

Другими словами, не может быть ни одной области науки, практики и образования, искусства, религии и пр. (даже ненаучного типа «Финансовой астрологии»), куда не мог бы заглянуть финансовый экономист в надежде найти новый взгляд на новое, связанное с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.  

Михаил Васильевич развивал в нас и актерские таланты: не раз нам приходилось  то изображать выдающихся экономистов, то разыгрывать  операции по передачи векселей.  В каждую работу мы вкладывали частицу себя, задания, которые нам давал профессор были разные, требовали умения четко мыслить, систематизировать информацию, доносить ее до слушателей.  После каждого выполненного задания, студенты должны были составить мини отчет, где отражалась цель нашей работы, задача, ее значение и краткий вывод. Это позволило нам лучше вникнуть в суть задания, проработать  его от и до.

Михаил Васильевич каждую тему объяснял очень четко и понятно, приводил разнообразные примеры из мира литературы:  упоминал  знаменитый роман Т. Драйзера «Финансист», рассказывая о рынке страхования, ссылался на романы Дж.Х.Чейза и С. Шелдон, эпизод из детской книги «Алиса в стране чудес» помог нам разобраться с таким сложным понятием, как опцион.

Зачетной работой по «Финансовой экономике» было составить «Карту памяти». «Карта памяти» - это большая схема, обобщающая весть пройденный материал по курсу. Важной задачей было не только найти взаимосвязь изученных тем, но и красочно, креативно их представить.

Лекции и лабораторные Михаила Васильевича много для нас значат. Он разбудил  в нас интерес к языкам, интерес к творчеству, дав понять, что все в наших руках. Мы должны быть индивидуальны, должны постоянно стремиться к совершенствованию, быть всесторонне развитыми личностями – таков постоянный лейтмотив лекций Михаила Васильевича.

Автор: Вилкова Эвелина 11-БФ-2, Абдулина Әсел 11-БФ-1